VI. Философия общественной жизни

Общество (человечество) – выделившаяся из природы и возникающая в совместной жизнедеятельности система отношений людей к природе и друг другу, воспроизводимая и развиваемая их деятельностью. В западной традиции социальная проблематика начала обсуждаться в полемике Сократа и софистов. Вскоре появились первые специализированные труды на эту тему («Государство» Платона, «Никомахова этика» Аристотеля). На сегодняшний день философское осмысление общественной жизни выделяет три объекта своего интереса: человек, социальные группы (семья, нация, трудовой коллектив), общество в целом (надиндивидуальные элементы, сферы – государство, экономика) и тенденции его развития. Можно также сказать, что в области философии общественной жизни сформированы два центра: человек – специализируется человекознание и общество – область интересов социальной философии, философии истории (не редкость, когда …
Читать далее VI. Философия общественной жизни

V. Гносеология

Познание – аспект любого взаимодействия (см. теорию отражения). В живой природе появляется возможность использовать его результаты (амеба, познавшая мир, старается покинуть опасное место). Принципиальная новизна человеческого познания – опора на переустройство мира: «животные изменяют мир с помощью ног, человек с помощью рук». (Связь познания с практикой в ходе развития общества перестала быть очевидной. Теоретики античности и средневековья могли культивировать незаинтересованное познание. Сегодня связь познания с производством, практикой очевидна.) Без познания жить нельзя, но общественная потребность в нем разная. В «холодных» обществах старых знаний достаточно, творчество – удел горстки избранных личностей. В нашем, техногенном, «горячем» обществе познание нового – общественная необходимость. Учитывая его грандиозные претензии, вряд ли оно «остынет». Но такой …
Читать далее V. Гносеология