Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберти

1.2.1. Леонардо Бруни

Учеником, другом и продолжателем творчества Салютати был Леонардо Бруни (1370/74—1444), прежде служивший при римской курии и затем канцлером во Флоренции. Ценные наставления в знании греческого, полученном от Хрисолора, теперь приносят в лице Бруни зрелые плоды. Он перевел Платона, (диалоги "Федон", "Горгий", "Федр", "Апологию", "Критон", "Письма" и частично "Пир"), Аристотеля ("Никомахову этику", "Политику"), а также Плутарха и Ксенофонта, Демосфена и Эсхина. Философский интерес представляют его "Диалоги" (посвященные Пьеру Паоло Верджерио), "Введение к моральному совершенству", а также "Письма".

Слава Бруни связана больше всего с переводами "Политики" и "Никомаховой этики" Аристотеля, которые способствовали новому подходу к этим текстам, как бы обеспечив им приток сил. Спиритуалистическому и задушевному гуманизму Петрарки Бруни противопоставляет граждански и политически более действенный …
Читать далее Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберти

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К учебному курсу «Философия»

Для подготовки к зачетам и экзаменам

Студентов всех специальностей

Курган 2006

 

 

Кафедра философии

 

Справочные материалы к учебному курсу «Философия» для подготовки к зачетам и экзаменам студентов всех специальностей

 

Составители: к.филос.н., доц. Царев Р.Ю. (I, 1-4), к.филос.н., проф.Степанова И.Н. (I.5), к.филос.н., доц. Логиновских Т.А. (I), к.филос.н., доц. Романюк Т.Н. (I, 7), к.филос.н., доц. Юровских Н.Г. (I, 8), к.филос.н., доц. Шихардина Т.Н. (II).

 

 

Отв. редактор: Степанова И.Н., к.филос.н., проф.,зав. кафедрой …
Читать далее ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождениегеографически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).

Особенности философии Возрождения:

антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;

гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, …
Читать далее ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Эмпирический и теоретический уровни науки

Цель изучения темы: Формирование представлений о теоретическом и эмпирическом уровнях науки, их взаимодействии.

Основные вопросы темы: Специфика эмпирического и теоретического уровней науки. Проблема научного факта. Соотношение понятий «теория», «теоретический уровень науки». Содержание и специфика теоретического знания. Философско-мировоззренческие основания понятия «закон науки». Теория и гипотеза. Верификация и фальсификация как стратегии установления достоверности гипотезы. Взаимодействие теории и ее эмпирического базиса. Научные проблемы как элемент теоретического уровня науки.

 

Не следует отождествлять оппозиции чувственное – рациональное (виды познания), эмпирическое – теоретическое (структурные уровни науки). Оппозиция чувственного и рационального базируется на различении двух основных познавательных способностей человека. Эмпирический и теоретический уровни науки различаются применяемыми в их рамках методами познания и характером полученных знаний. Эмпирический (опытный) уровень научной деятельности …
Читать далее Эмпирический и теоретический уровни науки

Электронная библиотечная система

 

1. Горелов А.А., Горелова Т.А. Этика: учебное пособие Издательство: Флинта; МПСИ, 2011

2. Гуревич П.С Этика: учебник .Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

Дополнительная

Раздел I:

1. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

2. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. Минск, 1997

3. Лики морали: Введение в этику. СПб., 1996

4. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. Ì., 1991

5. Мораль и рациональность. М., 1995

6. Мораль и этическая теория. М., 1986

7. Мораль: сознание и поведение. М., 1986

8. Моральные ценности и личность. М., …
Читать далее Электронная библиотечная система