Евразия как финно-угорская эйкумена


Финно-угры с полным основанием могут рассматриваться как автохтонное население северо-восточной Евразии, которое занимало ее пространство с самых древнейших времен. Если индоевропейские (и не только они) кочевники с незапамятных времен доминировали над Степью (от Манчжурии до Паннонии и Трансильвании), то финно-угры заселяли собой лесную зону Евразии и особенно земли к Западу от Уральского хребта. Вся гигантская территория от Балтийского моря и Скандинавского полуострова до Западной Сибири была зоной преимущественного расселения финно-угорских племен. Следы такого …
положения дел сохранились в топонимике России, где огромное число названий рек, местечек, деревень, городов и т.д. имеют явные финно-угорские лингвистические черты. Многие названия были вторично «ославянены» или «отюречены», снабжены «народной этимологией», но структура их фонетики и соответствующие семантические дубликаты в других позднейших языках в бол-ве случаев безошибочно и однозначно указывают на финно-угорские корни .

Финно-угорские этносы сохранились до сих пор в большом количестве. Это сегодняшние марийцы, коми, карелы, финны, анты, манси, эстонцы, вепсы, саамы, бессермяне, ижорцы, водь. Всего их более 2, 5 миллионов человек. А самодийские этносы представляют собой очень малые группы – всего несколько тысяч. К этой группе относятся ненцы, селькупы, нганасанцы, энцы, юкагиры, чуванцы. Меньше всего нганасанов (834 человека) и энцов (327 человек).

Некогда территория России была страной урало-юкагирских этносов.

Социальные особенности финно-угров

Данные, которые мы имеем о соц. особенностях урало-юкагирских этносов, резко отличают их как от кочеников-степняков (индоевр. или тюркских), так и от речных земледельцев славян. Финно-угры на всем протяжении своей истории тяготеют к общ-ву охотников и собирателей, и именно эта идентичность составляет отлич. черту подавляющего бол-ва этносов, входящих в эту группу. На всем протяжении известной нам истории и, вероятно, до ее начала финно-угры представляют собой группу племен, предпочитающих сохранять неизменным свой древнейший охотничий уклад. Общ-ва финно-угров дифференцированы чрезвычайно слабо. В них преобладает общинный принцип. Соц. расслоение невелико. Основной способ добывания пропитания – охота, рыбная ловля и собирательство диких ягод. Центральную роль в жизни племени играет шаман.



Это в знач. степени сохраняется до сих пор, несмотря на тысячелетия культурных влияний более дифференцированных обществ, активно воздействующих на финно-угорские группы. Мы говорим о тысячелетиях, поскольку задолго до появления Киевской Руси территория Северо-восточной Евразии была, с очевидностью, интегрирована в соц.-полит. структуру степных кочевых империй. И доминирующая в Степи в тот или иной отрезок времени этническая группа кочевников, безусловно, распространяла свое влияние и на лесостепную, и частично на лесную зону к Северу от самой Степи. Финно-угры облагались данью, участвовали в культурном симбиозе. Это наглядно в финно-угорской мифологии, которая несет на себе отчетливые следы мифов, характерных исключительно для кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского типа, а, возможно, и других индоевр.-кочевников, исповедовавших дуалистические религ. культы. Точно такие же индоевр. кочевые дуалистические сюжеты мы легко обнаруживаем в русском фольклоре, что только сближает культуру славян с культурой финно-угров. И славяне, и финно-угры уходят корнями в индоевр. кочевые империи, периферией которых они были. Но финно-угры выступали в таком качестве гораздо раньше славян и на других условиях.

Главное отличие состоит в том, что финно-угры, будучи общ-ми охотников и собирателей, не вошли в состав индоевр. трехф. сис-мы на полном основании третьей страты. В этой сис-ме у них вообще не было места, они оставались вне ее. Можно себе представить, что кочевники, собираясь в очередной бесконечный военный поход, мобилизовали боеспособных финно-угров в качестве ополчения. Но те, кто выживал и возвращался домой, снова обращался к охоте и собирательству, быть может, лишь усовершенствовав формы охоты с помощью военной тактики и новых инструментов (копье, лук), заимствованных от кочевников. На этом «модернизация» финно-угров заканчивалась и места «третьей страты» они не занимали.