Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

В техногенной цивилизации:

Ценность новизны(запрет на плагиат),

Объективное представление о мире(знание должно быть об объекте, объективный и достоверный, нельзя подтасовывать короче).

Социокод служение богу сменяется социокодом служение науке.

Наука воспринимается, как призвание.

Ценная нейтральность науки.(Противопоставление науки и общества)

В постнеклассической науке: здесь человек занимается развивающимися системами, затрагивая человека, здесь оставаться ценностно-нейтральным нельзя. С другой стороный наука несет за собой грандиозные социальные последствия и рассматривать ее как нечто нейтральное не представляется возможным, здесь наука выступает как социальная сила. Возникает потребность в новых формах регуляции этой деятельности. Попытка привлечь извне регуляцию государством, политической властью. Сейчас к этому активно прибегают. Накладываются моратории на некоторые области науки. …
Но предусмотреть все не возможно, в связи с этим необходим другой метод регулирования: отказаться от нейтральности науки. Понятия ответственности до этого как такового не было в науке. Экзистенциализм – человек обречен на свободу, свобода есть выбор, выбор есть ответственность.

Ограничения вводятся впервую очередь в биологическом знании, затем в технологическом. Этические экспертизы при публикации, эт. Советы к-рые рассматривают не затрагиваются ли запрещенные темы. Эт советы появились в 70-х годам в Англии в мед учреждениях. Средства массовой информации, контроль общественного мнения регулируют деятельность науки. Сейчас необходимо указывать источник финансирования науч. исследований, в целях борьбы с подтасовкой. Кто должен нести ответственность. Наука ни за что не отвечает отвечают пользователи. На сегодняшний день разрабатываются программы наделяющие ответственностью разработчиков и внедренцев. Возникает проблема свободы творчества. Сейчас задача формирования корпоративоного сознания. Система поощрения в научном мире – доступноть информации.

20 в. – социология науки – Мертон. Его принято считать основоположником «институциональной» социологии науки.

По мнению Р. Мертона, особенность науки как социального института определяется, в первую очередь, тем, что только она дает нам объективно-предметное и истинное знание. Основным механизмом, определяющим функционирование науки, является совокупность норм и императивов, регулирующих профессиональную деятельность учёных как членов научного сообщества. Эти правила профессионального поведения обеспечивают своеобразие науки как социального института и гарантируют его стабильное функционирование, несмотря на то, что учёные рассредоточены в пространстве и времени и включены в различные социокультурные системы. Обязательный для науки комплекс ценностей и норм, который Р. Мертон называет «научным этосом», включает в себя четыре основополагающих «институциональных императива»: универсализм, коллективизм или общность, бескорыстность и организованный скептицизм.

универсализм – предполагает независимость результатов научной дея-ти от Sивно-личностных контекстов научного познания.

коллективизм или общность – предписывает учёному незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, т. е. сразу же после тщательной проверки научных результатов знакомить с ними всех членов сооб-ва без каких бы то ни было предпочтений. Учёный как автор — только на право приоритета, но не собственности.

бескорыстность – означает такое требование к профессиональному поведению учёного, которое не предполагает учитывать никакие интересы, кроме достижения истины.,

организованный скептицизм – требует детальной и всесторонней проверки любого нового научного результата. => ф-циональная цель н-и – продуцирование нового O.ивно-истинного знания и его дальнейшее развитие.

Основополагающей мотивацией является стремление учёного к профессиональному признанию в научном сооб-ве – предположении о полной рац-ности поведения учёного.

Впоследствии, Р. Мертон отказывается от этого идеализированного представления о практике научных исследований (конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т. д). => двойственности и противоречивости мотивов и, соответственно, проф. поведения учёного. В работе «Амбивалентность учёного» – ряд противоположно направленных нормативных требований. Так, например, учёный должен как можно быстрее сообщать о своих новых результатах членам научного сооб-ва. Вместе с тем, он обязан тщательно их проверять и не торопиться с публикацией. Четыре основных роли: исследователь, учитель, администратор, эксперт.