Эпоха глобализма тесно связана с процессом глобализации и, в свою очередь, поддерживает его.

2. В этих условиях остро встает вопрос о сохранении национальных культур.

Культура является основным носителем и выразителем национальных и цивилизационных особенностей. Культура — это совокупность социокодов, надбиологических программ, определяющих своеобразие каждой конкретной культуры, ее суверинитет, особенности встраивания в глобальную культуру и глобальный мир.

Что происходит с культурой в эпоху глобализма, в результате глобализации?

С одной стороны, формируется глобальное социокультурное пространство, усиливается взаимозависимость стран и цивилизаций, глобализация создает уникальные исторические условия для формирования коллективного планетарного разума. Ведущую роль здесь играет информационная революция, которая имеет очевидно глобальный характер.Позитивные процессы формирования глобального информационного пространства создают благоприятные условия для научного, межкультурного, образовательного обмена и т.д. Однако при этом информационная глобализация может служить разным …
целям, в том числе и деструктивным по отношению к разным народам и странам. Эти новые опасности отражены в новых понятиях информационного неоколониализма, информационной войны. «Эпоха глобализма» несет с собой опасности исчезновения культурного разнообразия.

С другой стороны, развиваются процессы интеграции этнокультурного самосознания, подчеркивания самобытности культур, противостояния религий. Это создает предпосылки для национально-цивилизационного возрождения, усиления их особых черт и поэтому — ослабления, преодоления унифицирующего давления индустриализма, обезличивающей волны масскультуры.

Т.о., одновременно наблюдаются процессы интеграции и дезинтеграции, унификации и дифференциации культур.

Процессы глобализации, конечно, способствуют возникновению сильных предпосылок к отмиранию наций, культур и традиций, но их воздействие не фатально. Противоположные тенденции способствуют возможности складывания разнообразной целостности человечества. Это делает человеческую культуру «жизнеспособнее», дает ей большой потенциал для развития.

3. Как видится в перспективе таких изменений судьба белорусской культуры?

Современная Беларусь – транзитивное общество, включенное в процесс модернизации и стоящее перед проблемой культурно-национального , политического самоопределения. Сохранение национальной культуры в этих условиях – единственная возможность определить направление дальнейшего движения в истории, сохранить национальный суверенитет. Наше общество стоит перед проблемой поиска таких культурных социокодов (ценностей, интегрирующих общество идей, идеологем и т.д..), которые дали бы Беларуси возможность и сохранить самобытность, и вписаться в мировое сообщество.

Сложность ситуации для Беларуси состоит в том, что процессы ее культурно-национального самоопределения происходят на фоне глобализации в быстро глобализирующемся мире.

Исторические условия, в которых проходило формирование белорусской национальной культуры не способствовали ее зрелости, культурная традиция не была окончательно сформирована. Культурная самоидентификация (самоопределение) представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре.

Особенностью самоидентификации белорусов является прерывистость культурной традици.Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. По этой причине самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону (“тутэйшыя”), социальной группе (православные, католики и т.д.), роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.Незавершенность процесса национально-культурной самоидентификации привела к ослаблению чувства национальной гордости и достоинства. Люди теряют способность к ясному пониманию своей культурной принадлежности. Сегодняшнюю ситуацию обозначают как кризис культуры.

Эпоха «глобализма» создает многофакторную, разнонаправленную по влияниям, во многом уникальную социокультурную ситуацию, среду для современной Беларуси. В этих условиях она, в соответствии со своим историческом темпом и со своими национально-культурными и социально-экономическими задачами, может, с одной стороны, сохранить свою самобытность и сформировать условия для более тесной интеграции как с западным миром, так и с Евразийской цивилизацией, с восточными культурами. Однако может и оказаться перед угрозой потери национальной культуры, особенно в условиях билингвизма.