Элементы метода бухгалтерского учета

1. Приемы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета – документирование и инвентаризация. Первичное наблюдение представляет собой информационное обеспечение бухгалтерского учета.

2. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Приемы – оценка и калькулирование.

3. Взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета. Приемы – счета и двойная запись.

4. Полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об объектах бухгалтерского учета. Приемы – баланс и отчетность предприятия.

Документирование и инвентаризация

Документирование. Характерная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что он основан на сплошном документировании информации об объектах бухгалтерского учета. Это требование закреплено действующим национальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Документирование – совокупность процедур …
первичного отражения (регистрации) хозяйственных фактов в специальных документах (от лат. dokumentum – свидетельство) учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Результатом процедур документирования является совокупность первичных и сводных документов – бухгалтерская документация.

Документирование осуществляется в соответствии с юридическими нормами, чтобы документы были доказательными в правовом отношении.

Бухгалтерия обязана своевременно проверять первичные документы и контролировать содержащуюся в них информацию.

Первичный документ (для бухгалтерского учета) – это письменное свидетельство о совершении определенного хозяйственного факта (операции), имеющего юридическую силу и не требующего дальнейших пояснений и детализации.

Первичный документ содержит информацию, сведения, данные, зафиксированные на материальном носителе (бумаге, фотопленке, магнитном диске), которые имеют официальный характер и адресованы соответствующему должностному лицу.

Документация обеспечивает сплошное, непрерывное отражение в специальных носителях информации всех хозяйственных операций с целью получения о них данных, необходимых для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля.

Инвентаризация (в бухгалтерском понимании этого термина) относится к наиболее эффективным способам контроля над соответствием данных бухгалтерского учета действительному положению дел. Она заключается в периодической проверке наличия имущества и фактического состояния расчетов предприятия, т.е. уровня и достоверности учета.

Инвентаризация обеспечивает контроль над достоверностью данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия. Это основной прием, при помощи которого реализуется контрольная функция бухгалтерского учета.

Инвентаризации подлежат: основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, продукция в незавершенном производстве, незавершенное строительство, товары в торговых организациях и другие объекты хозяйственной деятельности, т.е. все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

В ходе инвентаризации, как правило, выявляются отклонения от данных бухгалтерского учета имущества и обязательств, проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние (сохранность) и оценка, а также состояние складского и весоизмерительного хозяйства.

Оценка и калькулирование

Оценка и калькулирование – приемы стоимостного измерения. Бухгалтерский учет должен дать ответ на вопрос: каково имущественное состояние того или иного хозяйствующего субъекта?

Оценка, сведения о запасах отдельных видов имущественных средств могут быть представлены в различных единицах измерения: штуках, метрах, кубометрах, килограммах, тоннах и т.д. Однако чтобы получить полное представление об имущественном состоянии хозяйствующего субъекта, необходима оценка хозяйственных средств и обязательств в денежном выражении, иными словами, определение их стоимости.

Оценка – это выражение в денежном измерении имущества организации и источников его формирования.

В основе оценки имущества предприятия лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении. Так, оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату принятия к учету; произведенного в самой организации (продукция) – по стоимости его изготовления.

Существуют также такие виды оценки хозяйственных средств, как первоначальная (инвентарная) стоимость, остаточная стоимость, балансовая стоимость, рыночная стоимость, восстановительная стоимость, ликвидационная стоимость, фактическая себестоимость, средняя себестоимость, ФИФО и др.

Первоначальная стоимость определяется на дату принятия объекта к учету (постановки на баланс).

загрузка…

Инвентарная стоимость – совокупность затрат, связанных с возведением (новым строительством) и приобретением основных средств и нематериальных активов, созданием отдельных объектов нематериальных активов, реконструкцией и модернизацией объектов основных средств, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации безвозмездно полученных долгосрочных активов,

Восстановительная стоимость образуется при переоценке объектов основных средств (доведении стоимости объектов до рыночных цен), в этом случае она становится первоначальной. Восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить в настоящее время за аналогичные объекты. Право на переоценку имеют коммерческие организации, но она может проводиться не чаще одного раза в год (как правило – на начало отчетного года).

Оценка имущества, стоимость которого погашается путем начисления амортизации в течение срока его полезного использования, определяется вычитанием из первоначальной (или восстановительной) стоимости суммы накопленной амортизации, т.е. по остаточной стоимости. К амортизируемому имуществу относятся основные средства, нематериальные активы, составляющие средства труда.

Полная балансовая стоимость – стоимость материалов, незавершенного производства и других активов, отраженная в балансе предприятия по фактической себестоимости заготовления или производства.

Ликвидационная стоимость– возможная стоимость реализации объектов основных средств или их остатков по истечении срока эксплуатации.

Оценка имущества предприятия оказывает непосредственное влияние на качество всей системы бухгалтерского учета. В хозяйственной практике оценка объектов бухгалтерского учета должна быть единой, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки.

Главный вид оценки имущества – по фактической себестоимости заготовления и приобретения материальных запасов, строительства и приобретения долгосрочных и других активов, производства продуктов труда.

Например, себестоимость готовой продукции представляет собой совокупность затратна используемые в процессе производства основные средства, нематериальные активы, материалы, топливо, энергию, трудовые ресурсы, другие хозяйственные ресурсы.

Фактическая себестоимость определяется путем калькулирования.Калькулирование (от лат. calculatio – счет) – исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ (услуг) в денежном выражении, иными словами, это расчет себестоимости продукции.

Продукт калькулирования себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг по отдельным составляющим статьям затрат) называется калькуляцией. Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции.

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет выделить затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, затраты, относящиеся к обслуживанию производства и управлению материалы, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, потери от брака в производстве, общехозяйственные расходы и другие статьи).

Калькуляция содержит свод затрат на производство и продажу продукта труда в денежной оценке.

Для обеспечения всех требований системы бухгалтерского учета каждому виду хозяйственных средств (активу) и каждому виду источников (пассиву) присваивается индивидуальный бухгалтерский счет. При этомих названия, как правило, совпадают с названиями видов активов и пассивов.

Являясь элементом метода бухгалтерского учета, бухгалтерские счета предназначены для упорядочения учетной информации, группировки всех объектов учета и хозяйственных фактов по однородным экономическим признакам.

Двойная запись

Двойственность хозяйственных средств предопределяет двойную запись в бухгалтерских счетах.

Каждая хозяйственная операция, исходя изее экономического содержания, затрагивает два объекта учета. Это означает, что каждая хозяйственная операция одновременно учитывается в дебете одного и кредите другого счета в одной и той же сумме. Таким образом, на счетах накапливаются сведения о задокументированных и принятых к учету хозяйственных фактах, следствием которых стали изменения состава и стоимости активов и пассивов предприятия.

Бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств поих составу и источникам образования на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Таким образом, бухгалтерский баланс дает представление об имущественном положении и финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату.

Сам термин «баланс» (лат. bis – дважды, lanz – чаша, буквально – двоечашие) означает равновесие показателей стоимости активов с пассивами на заданную дату. В балансе предприятия показатели (статьи) классифицируются и группируются по каждому активу и пассиву.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение и в другой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность – единая комплексная система показателей имущественного и финансовой положения предприятия, результатов его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных законодательством, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним: отчета об изменениях капитала; отчета о движении денежных средств; отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Бухгалтерский баланс и отчетность выступают как способ итогового обобщения текущей учетной информации.

Бухгалтерская отчетность является основным источником финансового анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

Вопросы и задания к теме 2

1. Что понимается под предметом (объектом) бухгалтерского учета?

2. Что представляет собой оценка?

3. Какие виды оценок используются в бухгалтерском учете?

4. Что понимается под методом бухгалтерского учета?

5. Какие специфические элементы включает метод бухгалтерского учета?

6. Назовите измерители, применяемые в бухгалтерском учете?

7. Какие общие элементы включает метод бухгалтерского учета?