Древние тюрки и Тюркский каганат


Что касается тюркских народов и этносов, то их влияния, в отличие от тунгусо-манчужров, было весьма значительным на всем протяжении русского лаогенеза, и тюркский фактор до сих пор остается весьма значительным.

Тюрки как языковая группа появились в начале I тысячелетия н.э. на Алтае и на территории Джунгарии и активно включились в жизнь кочевых степных народов. Одна из легенд возводит происхождение тюрок к гуннам. Тотемными предками древние тюрки считали (как и римляне) волчицу, …
поэтому родовую аристократию они возводили к роду Ашина, тотемом которого была голова волка. Исследованием истории древних тюрок живо интересовался Лев Гумилев, оставивший документир. труд на эту тему.

В VI веке тюрки стали лидерами евразийских степей и основали гигантскую кочевую империю, называемую «Тюрским каганатом» или «Голубой ордой». Территория этого государства, разделенного на две половины – восточную и западную, простиралась от Приморья до Северного Причерноморья и Крыма и практически захватывала все пространство Великой Степи. В той или иной форме это государство просуществовало до VIII века и в огромной мере повлияло на этническую карту Евразии.

Древние тюрки были кочевниками-скотоводами, чрезвычайно воинственными и наделенными ярко выраженными маскулинными, жестко патриархальными и героическими чертами. В этом смысле тюрки в полной мере повторяли этносоциологическую структуру индоевропейских обществ туранского типа (скифы, сарматы, аланы и т.д.), и практически с самого момента своего появления на исторической арене выступали не как этнос или группа этносов, но как народ. С этим связаны повышенная интеграционная способность тюрок (сохранившаяся на всех этапах их истории), склонность к созданию политических систем с высокой степенью дифференциации и агрессивный характер их культуры. В западных областях «Тюркского каганата» тюрки массово интегрировали в свой народ индоевропейских кочевников и оседлых земледельцев Средней Азии; на Востоке столь же тесным был контакт и столь же интенсивной интеграция и ассимиляция тюрками близких к ним по языковой семье монголов.

Можно лишь предполагать, что появлению древних тюрок как народа (лаос) предшествовали века их существования в форме этноса. Это вопрос гипотетический. В истории же, напротив, мы сразу видим тюрок как народ, которым он остается до сегодняшнего дня (Турецкая Республика и другие тюркские государства), либо как этносы, пребывающие в гомеостазе, но сложившиеся как продукты распада древней социальной общности.



В целом, тюрки представляют собой именно тот тип кочевников, который идеально соответствует функции создания государственности, интеграции кочевых пространств Великой Степи и покорению оседлых народов. С точки зрения Льва Гумилева, на структуру тюркской религиозности и мифологии оказали большое влияние иранские сюжеты, и в противостоянии Тэнгри, бога светлого Неба, и Эрликхана, хозяина подземного мира, можно увидеть следы типичного иранского дуализма.

Древняя степная империя тюрок состояла из двух относительно автономных частей, которые распались на самостоятельные государства и способствовали мощным процессам этнического и языкового смешения в обеих областях бывшей Тюркской империи.