Достоинства метода фокус-группы


Читайте также:
  1. Алгоритм метода Гаусса решения системы линейных уравнений.
  2. Алгоритм метода касательных
  3. Алгоритм метода половинного деления
  4. Алгоритм метода половинного шага
  5. Алгоритм метода хорд
  6. Алгоритм метода «золотого сечения»
  7. Алгоритм применения метода
  8. Анализ метода сумм эффективных температур.
  9. Анализ показателей работы флота методом изолированного влияния факторов на примере производительности 1 тонны тоннажа в сутки. Недостаток метода.
  10. Анализ показателей работы флота методом цепной подстановки на примере производительности 1 тонны тоннажа в сутки. Особенность метода.
  11. Анализ среды организации на основе метода составления профиля.
  12. Анкетирование. Сущность метода, особенности проведения, недостатки.

1) Считаются более дешевым методом, чем интервью. Они заметно сокращают время исследования. Нужный материал содержится в стенограммах или протоколах в несколько хаотичном виде, но более сконцентрированы, чем интервью. Безусловно, расшифровка неформализованного свободного интервью – это «китайская пытка».

2) Взаимодействие между респондентами в процессе работы дает столько новой информации, что ее не сравнить с процедурой индивидуального интервью.

3) Высказывания респондента являются стимулом для других участников, в свою очередь эти стимулы часто являются совершенно новыми для исследователя, поскольку он не могу предусмотреть их заранее.

4) Групповая дискуссия за счет высокого темпа работы способствует активизации ассоциативных связей у всех участников, их раскрепощенности (во время интеллектуальной работы стопоры снимаются) и, как следствие, спонтанности и многообразие ответов.

Недостатки метода фокус-группы

1) Очень высокие требования к модератору.

2) Фокус группы не позволяют раскрывать темы с большой глубиной. Фокус-группа в этом плане намного сильнее. Фиксируется всплеск, но модератор не может прокопать внутрь, только поверхностная фиксация.

3) Для прояснения тех момента, которые требуют размышления, развёрнутых обоснованных высказываний и уж тем более рефлексии, этот метод неприменим.

Билет 11. Тесты в социологическом исследовании. Определение. Назначение. Процедуры разработки. Области применения.

Тесты не относятся к социологическим методам. Считается, что тесты закреплены за областью психологии. Получив социологическое образование, мы должны знать, что такое тест, т.к. он довольно часто используется в социологических исследованиях.

В социологии часто приходится использовать самые различные тесты. В практической жизни процедура тестирования используется в таких областях деятельности как отбор и аттестация кадров (это массовая процедура сейчас), управление персоналом, обучение. В масштабных исследованиях тесты не используются. Любят использовать в практической деятельности. Тест позволяет установить с помощью определенной процедуры то, что на практике будем устанавливать долго. Пр.: способен ли человек к длинной рутинной деятельности или же быстрая ли у человека реакция. Такие качества как добросовестность, конфликтность, толерантность и т.п. могут быть выявлены с помощью определенных тестовых процедур.



Добрянков: качество полученных после тестов данных колеблется от 20 до 70%. Для некоторых специальностей даже 20%-ый отсев это очень важно. Но тестирование не гарантия. Человек способен к компенсаторике. Если человек знает проблему, он компенсирует дополнительной проверкой и т.п.

Особым вопросом является грамотное применение теста. Оно включает два момента: поиск тестов для конкретной группы с теми задачами, которые определяются именно для этой группы. И второе: поиск нормы для определенной группы тестируемых. Если для теста нет нормы, то это не тест! Скорость реакции у машиниста электропоезда и у менеджера разная и измяться должна по-разному.

Поскольку природа человека сложна, то использование одного единственного теста редко бывает эффективным и используются «батареи» тестов, то есть несколько тестов, соотношение которых заранее изучено.