Что такое наука? Цель науки. Научные знания

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Цель науки — получение универсального знания, которое не зависит от человека, — достижима только потому, что наука сама производит субъект этого знания.

система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научные знания структурируются по определенным отраслям науки, которые можно представить в следующем виде (по В.С. Ледневу) :
— центральная область научного знания: физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки;
философия – она является одновременно и отраслью науки и системой взглядов на мир, поэтому занимает особое место, о чем …
говорилось выше;
математика – также занимает особое место, является отдельной областью научного знания, поскольку ее предметом является построение формальных моделей явлений и процессов, изучаемых всеми остальными науками;
— практические науки (их еще можно назвать деятельностными или технологическими науками): медицина, педагогика, технологические науки.

 

Научные знания классифицируются по разным основаниям:
– по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;
– по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные). Феноменталистские знания представляют собой качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). В отличие от них эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися, как правило, с использованием количественных средств анализа;
– по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания делятся на дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные, содержащие предписания, прямые указания к деятельности. Оговорим здесь, что содержащийся в данном подразделе материал из области науковедения, в том числе гносеологии, имеет дескриптивный характер, однако он, во-первых, необходим как ориентир для любого исследователя; во-вторых, он является в определенном смысле основой для дальнейшего изложения прескрептивного, нормативного материала, относящегося непосредственно к методологии научной деятельности;
– по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные, прикладные и разработки;