Что такое КНИЖНЫЙ стиль?

Определить окраску слова. 10 слов:

планета, модулировать, собачка, лифтерша, жмот, местожительство

Что такое литературный стиль?

Литературный ЯЗЫК — это общеобязательный вариант национального языка, форма национального языка, принимаемая за образцовую; высшая наддиалектная форма существования национального языка, характеризующаяся обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации.

3. источники нормы современного литературного языка

Словари, учебная литература, грамматики, справочная литература, образцовые тексты.

4. проблема художественного языка?

Некоторые считают, что это один из функциональных стилей, а другие противопоставляют художественный стиль другим стилям, приводя следующие доказательства:

1) язык художественной литературы имеет эстетическую функцию, а другие стили — только прагматические функции;

2) …
в языке художественной литературы можно нарушать нормы литературного языка, а в остальных функциональных стилях — нельзя;

3) языку художественной литературы присуща открытость: в нем чаще встречаются просторечия и жаргонизмы, а в остальных стилях нелитературные заимствования нежелательны

Что такое КНИЖНЫЙ стиль?

Функциональные стили делятся на книжный и разговорный стили.

Книжный: научный, литературно-художественный, публицистический, официально-деловой стили.


6. признаки литературного стиля

Признаки литературного ЯЗЫКА:

1) нормированность

2) кодифицированность нормы

3) закрепленность в виде правил в изданиях, таких как словари, учебная литература, грамматики, справочная литература, образцовые тексты

4) поливалентность

5) наддиалектный характер

6) стилистическая дифееренцированность

 

7. основные черты рекламного стиля, придумать слоган гуманитарному образованию

— личностность и диалогичность;

— использование средств лексической выразительности (троп), таких как метафора, синекдоха и др.;

— напряженность, усиление ожидания;

— интертекстуальность и прецедентность рекламных текстов (использование цитат, пословиц);

— своеобразная аграмматизация рекламы;

— частое употребление некоторых синтаксических структур: безглагольные предложения, назывные/номинативные предложения, именительные конструкции, простые предложения, стилистическая пестрота, лаконичность, использование экспрессивных синтаксических структур;

1 вариант:


1. определите стилистическую окраску слов:

дерзать – книжн., высок.,

достояние — нейтр. или книжн.,

дылда — разг., сниж., отриц.

зазнаться — разг.,

малыш — разг.: человек маленького роста — прост. шутл., ребенок — разг., может быть с фам. оттенком, может быть ирон.

носок – уменьш.-ласк, если нос, разг. проф., если про крыло самолета, молоток; нейтр., если элемент одежды

неисполнение — офиц.,

ренегат — книжн., презр.

рефлективный — научн.,

сбегАть — разг., фам. и шутл.; спец. — вся накипь сбежала

2. каковы функции литературного языка

— объединяет нацию

— обеспечивает связь поколений

— является орудием духовной культуры

3. назовите 5 репрезентативных ИСТОЧНИКОВ норм современного русского языка

Словарь Ожегова, словарь Ушакова и т. д. Любые учебники и грамматики.


4. раскройте понятие экстралингвистических стилеобразующих факторов на примере любого функционального стиля

Публицистический стиль. Экстралингвистические стилеобразующие факторы:

1) массовость адресата (тексты публицистического стиля рассчитаны не на узкий круг людей, а обращены всему обществу, следовательно, невозможно учесть индивидуальные особенности восприятия);

2) оперативность информации;

3) актуальность информации (темы публицистических текстов: идеологические, политические, экономические, философские, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства, вопросы повседневной жизни — т. е. все они представляют интерес для общества);

4) обобщенность тем, освещенных в публицистических текстах;

5) оценочность, эмоциональность (острота высказывания, полемичность, открытая прямая оценочность);

6) призывность (цель публицистических текстов – убеждать читателя и воздействовать на его волю и чувства);

7) полемичность;

8) сочетание логичности и эмоциональности;

9) письменная и устная форма речи

 

5. что такое разговорный стиль

Разговорный стиль — это функционально-стилистическая подсистема русского литературного языка, которая обслуживает неформальные отношения носителей русского литературного языка в условиях межличностной коммуникации.

6. назовите основные жанры научной речи

Письменные: монография, статья, диссертация, научный отчет, тезисы, патент, учебник, аннотация, научная рецензия, научный реферат.

Устные: доклад, лекция, научная дискуссия

7. в чем разница между канцеляризмом и канцеляритом?

Канцелярит – это неуместное употребление единиц языка, имеющих ярко выраженную официально-стилистическую окраску, К. проникает из официально-делового стиля в тексты других стилей.

(термин введён К.И. Чуковским в книге «Живой как жизнь: О русском языке»)

Канцеляризмы – это слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено за официально-деловым стилем.

Таким образом, канцелярит – это название явления, а канцеляризм – это конкретное проявление канцелярита в тексте (слово, конструкция, грамматическая форма).

8. преобладание какой функции объединяет публицистический и официально-деловой стили

Функция сообщения

9. в чем состоит проблема ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА языка худ литературы

Некоторые считают, что это один из функциональных стилей, а другие противопоставляют художественный стиль другим стилям, приводя следующие доказательства:

1) язык художественной литературы имеет эстетическую функцию, а другие стили — только прагматические функции;

2) в языке художественной литературы можно нарушать нормы литературного языка, а в остальных функциональных стилях — нельзя;

3) языку художественной литературы присуща открытость: в нем чаще встречаются просторечия и жаргонизмы, а в остальных стилях нелитературные заимствования нежелательны

10 важн. свойства рекламного текста; слоган, рекламирующий грамотную речь

— личностность и диалогичность;

– имплицитность/эксплицитность (!)

— использование средств лексической выразительности (троп), таких как метафора, синекдоха и др.;

— напряженность, усиление ожидания;

— интертекстуальность и прецедентность рекламных текстов (использование цитат, пословиц);

— своеобразная аграмматизация рекламы;

— частое употребление некоторых синтаксических структур: безглагольные предложения, назывные/номинативные предложения, именительные конструкции, простые предложения, стилистическая пестрота, лаконичность, использование экспрессивных синтаксических структур;