ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

 

 

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для студентов технических специальностей

 

Составитель: Михно В.Б.

 

Новополоцк 2007

 

УДК

ББК

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ведущий научный сотрудник Межвузовской научно-исследовательской лаборатории мониторинга и управления качеством высшего аграрного образования Минсельхозпрода Республики Беларусь, кандидат философских наук Щур В.С.,

 

Старший преподаватель кафедры философии и политологии УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»,

 

Заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО «Полоцкий государственный университет», доцент, кандидат философских наук Янковская Л.В.

В учебно-методическом комплексе по философии представлены …
основные теоретические положения курса, оптимальные алгоритмы их изучения, фрагменты философских текстов (уровень применения), тесты самопроверки (уровень усвоения). Предназначен для студентов технических специальностей дневной и заочной формы обучения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цели и задачи дисциплины

Учебный план лекционного курса

Учебный план семинарских занятий

Модуль-1. Философия в исторической динамике.

УЭ-1. Философия как феномен культуры.

УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.

УЭ-3. Древнегреческая философия.

УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.

УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.

УЭ-6. Европейская философия XVII-ХIХ веков.

УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.

УЭ-8. Философская мысль Беларуси.

Итоговый контроль (зачет)

Модуль-2. Философские проблемы бытия.

УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.

УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.

УЭ-3. Философия природы.

Модуль-3. Философская антропология.

УЭ-1. Философия сознания.

УЭ-2. Проблема человека в философии и науке

Модуль-4. Гносеология.

УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.

УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.

Модуль-5. Социальная философия.

УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.

УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.

УЭ-3. Философия политики и права.

УЭ-4. Философия культуры.

УЭ-5. Философия техники.

УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.

Итоговый контроль (экзамен).

Литература.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она, прежде всего, задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания; философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания.

Философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные жизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности. По своей природе философия всегда инновационна и критична, она расковывает мышление человека, придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

Студент должен знать:

— основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

— ключевые идеи и категории философского анализа;

— основные принципы философской концепции бытия;

— фундаментальные компоненты философской теории человека;

— основные ценности современного общества и личности;

— социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

— основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, — ведущие философские методы и регулятивы научного исследования;

— ведущие идеи философской картины общества;

— смысл и содержание глобальных проблем современности и основные теоретико-практические варианты их решения.

Студент должен уметь:

— формулировать и аргументировать свое философское мировоззрение;

— применять философские идеи и категории в анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

загрузка…

— характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

— оценивать статус и потенции человека (в том числе индивидуально-личностные), позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия;

— делать собственный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

— определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

— применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;

— формулировать и аргументировать свою социально-политическую позицию, определять роль и потенции своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

— оценивать перспективы развития глобальных проблем современности и возможности креативной деятельности в сфере избранной профессиональной деятельности в их решении.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

  №     Название тем, их содержание   Цели и задачи изучения темы
Философия как феномен культуры Философия как система мировоззренческого знания. Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения. Философия в системе культуры. Предмет философии и его историческая динамика. Функции философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Цель: раскрыть место и роль философии в культуре. Задачи: — раскрыть связь между философией и мировоззрением; — показать отличие философии от мифологии, религии, науки; — раскрыть структуру философского знания, — охарактеризовать основные направления философских поисков.
Философская мысль Древнего Востока Специфика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии. Религиозно-философский смысл. Упанишад. Философский смысл джайнизма и буддизма. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм. Цель: выявить особенности возникновения и главные проблемы древневосточной философии. Задачи: — на основе характеристики основных школ древнеиндийской философии показать её религиозно-мифологический характер; — показать морально-этическую и социальную направленность древнекитайской философии.
Древнегреческая философия Предпосылки появления философии как теоретической формы рационального мировоззрения. Этапы развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия классического периода. Философия эпохи эллинизма. Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции. Задачи: — раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное; выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии

 

Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья Социокультурная обусловленность средневековой философии. Патристика. Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы. Основные проблемы схоластической философии: проблема соотношения веры и разума; проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.   Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии. Задачи: — показать влияние античного наследия на философию Средневековья; — раскрыть особенности патристики; — охарактеризовать основные проблемы схоластики; — раскрыть появление новых тенденций в философии позднего Средневековья, обусловивших её переход к новому историческому этапу.
Основные философские идеи в культуре Возрождения Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения. Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня. Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно. Социально-политические и утопические идеалы эпохи Возрождения. Цель: раскрыть причины, обусловившие переход философии к проблемам человека и природы. Задачи: — раскрыть гуманистический и антропоцентрический характер философии Возрождения; — показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения; — раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения.
Европейская философия ХУП-Х1Х вв. Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм. Основные идеи французского Просвещения. Классическая немецкая философия. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма. Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства. Задачи: — показать социальный статус науки и ее влияние на гносеологическую направленность философии ХУП в.; — осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма; — показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе; — раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии; — показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность неклассической философии  
Философия ХХ века: основные школы и направления Базовые ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот. Исторические формы позитивизма ХХ века: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология и экзистенциализм. Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания. Философская герменевтика. Религиозная философия в контексте современной культуры. Феномен постмодернизма в философии. Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века. Задачи: — показать специфику нового осмысления сущности человека, человеческого сознания; — провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом; — показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ века; — показать дискуссионный характер философии,отразивший специфику ситуации конца ХХ века.
Философская мысль Беларуси Влияние христианства на развитие философской мысли Х-ХIII веков. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. Особенности белорусской просветительской философии. Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой. Задачи: — показать влияние христианства на развитие общественной мысли Беларуси; — раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси; — выявить приоритет традиций рационализма в белорусской философии.
Метафизика и онтология Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Движение и развитие как атрибуты бытия. Отражение как универсальное свойство материи. Пространственно-временная структура бытия. Субстанционная и реляционная концепции пространства и времени в природе и обществе. Диалектика как философская концепция развития. Принципы, законы и категории диалектики. Цель: раскрыть сущность материального единства мира. Задачи: — показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах; — охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи; — выявить соотношение понятий «движение», «отражение», «развитие»; — показать различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени; — раскрыть специфику диалектического понимания мира.
Философия природы Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада. Природа как объект научного познания. Природа как самоорганизующаяся система. Синергетика и её роль в формировании нового образа природы. Природа как среда обитания человека. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Философские аспекты экологического кризиса. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Цель: на основе анализа механизма взаимодействия природы и общества выявить сущность экологического кризиса и определить возможные пути его решения. Задачи: — раскрыть специфику природы как объективной реальности; — выявить основные виды отношения человека к природе; — показать, что сущность экологического кризиса проявляется в потере человеком экологической ниши в природе в ходе исторического развития.
Философия сознания Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, феноменологический, экзистенциональный, диалектико-материалистический. Генезис сознания: социальные и биологические предпосылки возникновения сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание, мышление, язык. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и подсознание. Естественный и искусственный интеллект. Функции сознания: отражательно- информационная и конструктивно–творческая. Цель: раскрыть сущность сознания как способа познания и управления преобразовательной деятельности человека. Задачи: — раскрыть проблему сознания в историко-философском аспекте; — охарактеризовать идеальную природу сознания; — показать соотношение биологических и социальных факторов в происхождении сознания; — показать сходство и отличие сознания от психики животных.
Проблема человека в философии Человек как предмет философского анализа. Образ человека в классической и неклассической философии. Биологическое и социальное в человеке, конкретное соотношение биологического и социального в различных структурах человека. Понятие родовой сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Сущность процесса социализации личности Цель: раскрыть биосоциальную природу человека. Задачи: — показать отличие образа человека в классической и неклассической философии; — раскрыть деятельностный характер человеческого бытия; — показать специфику проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека; — раскрыть признаки сформированности человека как личности.
Познание как предмет философского анализа Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм и феномен агностицизма. Структура и основные закономерности познавательного процесса: чувственный, рациональный, иррациональный, эмпирический и теоретический уровни познания. Познание как постижение истины. Концепции истины. Проблема критериев истины. Практика как критерий истины. Истина, ложь, заблуждение.   Цель: раскрыть сущность познания как деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи: — охарактеризовать специфику познавательного отношения человека к миру; — раскрыть проблему субъекта и объекта в познании; — раскрыть сущность проблемы истинности знаний и варианты её решения в истории философии.
Наука и её социокультурный статус Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. Специфика научного познания, его структура: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы исследования, философские принципы. Методы познания. Общелогические приёмы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Этика науки и социальная ответственность учёного. Цель: раскрыть сущность научного познания как профессиональной деятельности по добыванию знаний о мире. Задачи: — определить структуру научного познания; — охарактеризовать разнообразие форм и методов научного познания; — выявить гуманитарные параметры современной науки; — показать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного в научном познании.
Основные проблемы и понятия социальной философии Общество как объект философского анализа. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь. Структура общества, его основные компоненты. Цель: показать значимость социальной проблематики в системе философских знаний. Задачи: — показать эволюцию философских представлений об обществе; — дать сравнительную характеристику основных исследовательских программ общества; — дать характеристику основным типам социальных структур: социально-классовой, социально-этнической, социально-демографической.
Общество как саморазвивающаяся система Материальное и идеальное в обществе. Объективный и субъективный фактор в обществе. Общество в социальной динамике. Характер законов существования и развития общества. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Цель: показать специфику общества как саморазвивающейся системы. Задачи: — раскрыть источники развития общества; — раскрыть специфику социального детерминизма; — раскрыть природу социальных противоречий как главных источников развития общества; — показать соотношение прогресса и регресса в обществе; — осветить проблематику критериев прогресса в обществе.
Философия политики и права Понятие политики и власти. Политическая власть и социальный интерес. Политическая система общества её компоненты. Государство как социальный институт. Политика и право. Гражданское общество и правовое государство. Политика, право, идеология и государство. Цель: раскрыть сущность политики как сферы деятельности членов общества по отношению к государству. Задачи: — выяснить сущность власти как процесса, в ходе которого происходит подчинение субъектом объекта; — показать приоритетный характер государственной власти в обществе; — раскрыть сущность права, признаки правового государства; — раскрыть сущность гражданского общества на основе характеристики различных вариантов взаимоотношения общества и государства.
Философия культуры Понятие культуры. Основные концепции культуры в современной философии. Социальные функции культуры. Проблема классификации культуры. Материальная и духовная культура, условный характер этого деления. Массовая и элитарная культура. Исторические типы культуры. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Традиции и новации в динамике культуры.   Цель: раскрыть сущность культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком. Задачи: — раскрыть главные функции культуры в обществе: познавательно-отражательную, регулирующую, коммуникативную, социализирующую и др.; — выяснить основания классификации культуры; — на основе конкретных фактов проиллюстрировать соотношение национального и интернационального, традиций и новаций в развитии культуры.
Философия техники Техника как объект социально-философского исследования. Инженерная и гуманитарная философия техники. Техника, технология, культура. Закономерности научно-технического прогресса. Социальные последствия научно-технического прогресса.   Цель: выявить специфику техники как объекта социально-философского исследования. Задачи: — дать характеристику основным видам техники, раскрыть её функции в обществе; — показать взаимосвязь науки и техники в развитии общества; — выявить последствия технизации общества во всех сферах; — показать специфику ценностей техногенной цивилизации.
Философские аспекты проблемы будущего Предмет и функции социального прогнозирования. Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии. Философские аспекты глобальных проблем современности. Мир в поисках концепции устойчивого развития. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. Концепция информационного общества. Цель: раскрыть проблему будущего как мировоззренческую проблему. Задачи: — охарактеризовать критерии достоверности социального прогнозирования, показать отличие научного предвидения от пророчества, утопических прогнозов; — раскрыть сущность современной глобальной ситуации; — дать характеристику концепции постиндустриального (информационного) общества.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ