Аудит расчетов с прочими, кроми поставщиков и подрядчиков, дебиторами и кредиторами

Цель аудита расчетов с прочими дебиторами и кредиторами— получить достаточные доказательства достоверности отражения хозяйственных операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчетности.

Выполняя процедуру проверки расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:Учет и налогообложение расчетов по имущественному и личному страхованию соответствует положениям нормативных актов?Учет и налогообложение расчетов по страхованию транспорта соответствует положениям нормативных актов?Учет расчетов по претензиям соответствует положениям нормативных актов?Учет расчетов по причитающимся доходам соответствует положениям нормативных актов?Учет расчетов по депонированным суммам соответствует положениям нормативных актов?Данные аналитического и синтетического учета по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" соответствуют данным главной книги и баланса?Корреспонденция счетов по расчетам с разными дебиторами и кредиторами составлена в соответствии с положениями нормативных …
актов?К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты:1) с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками;2) по депонированным суммам заработной платы;3) по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др.Аудитору необходимо установить:правомерность использования счета 76 для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 вместо счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.);

правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;

правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами;

правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашений кредита и т.д.;

полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам;

полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство;

правильность отражения в учете депонирования заработной платы (необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты);

своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

Порядок проведения аудита организации расчетов с учредителями, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:

Сверка данных аналитического учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами с оборотами и остатками синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 76 синтетического учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

Данные аналитического учета расчетов должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 76 учета расчетов.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

НЗБ: ГК,НК РФ; ФЗ «О БУ»№129; ФЗ «Об АД»№307; ФПСАД ИИ: УП; Гл.книга; ж-о №8; БО; сч-факт; накладн; ТТН; расч.вед-ть; платеж.поруч; и др. Учет расч.с Дт-ми и Кт-ми ведется на сч.76 «Расч.с разн. Дт-ми и Кт-ми». К сч.76 м/б открыты с/сч: 76/1«Расч.по имущ.и личн.страх.»; 76/2«Расч.по претенз»; 76/3«Расч.по причит-ся див-дам»; 76/4«Расч.по депонир-м суммам» и др.Аналит.учет по сч.76 ведется по кажд.Дт-ру и Кт-ру. При пров-ке необх-мо устан-ть : прав-ть и обосн-ть удержаний по исполнительным листам в пользу др п/п-ий и лиц, а т.ж.своеврем-ть перечисл-я удерж-х сумм получателю, прав-ть расчетов с квартиро-съемщиками, и лицами прож-ми в общежитиях, прав-ть расчетов за товары, проданные в Кт, наличие дог-ров, сроки представл-я поручений-обяз-в покупателей, порядок погаш-я Кта и тд., полноту и прав-ть расчетов по выданным членам труд-го коллектива бес% ссудам, Необх-мо проверить обоснов-ть выдачи ссуд, прав-ть оформ-я док-в на выдачу ссуд, а т.ж.своевр-ть их погаш-я. Необх-мо сверить записи по сч.76 с записями в книге учета депон-й зпл. Тип-е ош-ки: умышл-е непогаш-е ссуд в срок и списание их за счет пп по истечении срока исковой давности, неправ-е указ-е адресов получателей, начисл-е опл труда раб-кам за невыполн-е работы. А т.ж.необх-мо проверить прав-ть сост-я бух.записей по сч.73,76 и соотв-е их записям в жо №8, Гл.книге и в год.отч-ти. Бух.проводки: 1)отраж.приобр.МЦ у др.орг-ций Дт10 Кт76; 2)отраж.ст-ть услуг сторон-х орг-ций Дт20,23,25,26 Кт76; 3)отраж.НДС Дт19 Кт76; 4)поступ.тов-ры от разных орг-ций Дт41 Кт76; 5)отраж.расч.по претенз.к поставщ.; 6)отраж.депон.з/пл Дт70 Кт76/4; 7)отраж.подлеж.получ-ю див-ды Дт76/3 Кт91/1.

75. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

В соответствии с проектом закона аудиторская деятельность – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования, осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух направлениях:

проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего субъекта, когда этого требует в обязательном порядке закон или уполномоченные на то государственные органы (обязательная аудиторская проверка);

по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень хозяйствования и надежность своего положения перед другими участниками оборота (инициативная проверка).

Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налогов, который является составляющей частью аудиторских проверок:

проведения объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций;

инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Эти же направления легли в основу построения двух методик проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

За основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.

Основные цели аудита:установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности;установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Таким образом проводя аналогию с основными целями аудита, при проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:

установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налогов:проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;правильность применения налоговых ставок и льгот;

анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

сле определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом и внебюджетными фондами;расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);

по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания.

Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности.

Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

Используемые приемы можно определить в три группы:определение состояния объектов в натуральном виде;сопоставление;оценка.

При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка.

Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

Пред проведением аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей — оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:первичные документы бухгалтерского учета;регистры бухгалтерского учета;баланс;расчеты, справки, сведения;

договоры с контрагентами;протоколы решений общего собрания учредителей, акцио­неров;протоколы решений совета директоров;приказы исполнительной дирекции;учетная политика организации в целях налогообложения;другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сбо­рам осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:проверка начисления и уплаты федеральных налогов;проверка начисления и уплаты региональных налогов;проверка начисления и уплаты местных налогов.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с феде­ральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст­ва». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор мо­жет применять следующие способы получения доказательств:инспектирование;наблюдение;пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);аналитические процедуры.

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаруже­ны различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

отсутствует утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения.не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональ­ных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотруд­ники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в во­просах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.использование налоговых льгот безосновательно.

З-чей А-ра явл-ся пров-ка прав-сти р-тов сумм Н и др обязат-х взносов (сборов) и пл-й в б-т. Важ. роль играет консультир-е о/ции-заказчика по вопросам НО с ц. своевр. и прав. р/та по этим Н с бю-том, а т/же с ц. избеж-я переплат и предупрежд-я фин санкций. Р/ты с бютом по Н учит-ся на сч 68 «Ра/ты по Н и С», и Ктся этот счет на сумму Н, причитающуюся к взносу в б-т. В начале пр-ки а/р д/н, путем уст. тестир-я, выяснить, по каким пл-жам и Н о/ция-кли­ент ведет р/ты с бютом. После устан-я этого по каж­дому виду р/тов с б-том по Н, сборам и платежам н/мо проверить: 1)сост-е ВК р/тов с б-том (пу­тем тестир-я); 2)прав-сть опр-я на/облагаемой базы (прослеж-е, сканир-е, сверка док-тов и регистров б/у);3)прав-сть прим-я ставок н-гов, сборов и пл-жей (прослеж-ия, пересчета) 4)прав-сть р-тов сумм Н пересчета). 5) прав-сть возмещ-я НДС по приобр-ым рес-сам (прослеж-я, чтения д-тов и пересчета); 6) прав-сть прим-я льгот при р/те и уплате н/гов (путем прослеж-я, сверки с нормат. 10ами, изуч-я хар-ра пр-ва, категории орг-ции и др.); 7)прав-сть полноты и своевр-сти перечис-я (уплаты) н/гов, сборов и пл-жей в б-т (путем провер­ки платеж. д-тов, н/говых декл-ий и др.); 8) прав-сть исп-ния обязат-х нормат. усл-й и состав-я бух. проводок по вы­дел-ю (НДС), уплате пост-кам (НДС), начисл-ю и перечис-ю в б-т н/гов, сборов и пл-жей (путем прослеж-я, сканир-я, сверки данных раз­л-х рег-ров, кор-щих со счетом 68 сче­тов); 9)прав-сть состав-я и своевр-ть представ-я в н/гов. инспекцию отч-сти по видам н/гов, сбо­ров и пл-жей (путем прослеж-я, составл-я альтер­натив. Расч-в, пров-ки даты представ-я и получ-я письм. запроса от н/говых органов); 10) прав-сть оформ-я перв. д-тов, вед-я АУ и СУ по р/там с б-том на сч 68. А/р д/н проанал-ать т/е рез-ты н/говой пр-ки дан. о/ции органами Мин-ва РФ по н/гам и сборам с ц. установ-я обосн-сти предъяв-я к о/ции-клиенту фин-х санкций.Это н/но делать, п/ч зачастую бух/рам, а т/е а/рам прих-ся сталкиваться с ошибоч. произвольным толков-м н/гового зак-ва со стороны органов н/гового Кля. П/э а/р по просьбе о/ции-клиена"м/т высказать свое мнение и дать письм. объектив.заключ-е по спор.вопросам со ссылкой на соотв-щие нормат. д-ты. Здесь а/р ни в коем случае не д/н проявлять категоричность, а только объективно и корректно ответить на поставлен. вопрос.На заключит. этапе пр-ки р/тов с б-том н/мо установить соотв-е записей на счете 68 с запи­сями на кор-щих счетах. Для этого Ктовые ито­ги (оборот) счета 68 в ж-о № 8-АПК н/мо сверить: по счету 70 — с данными свод. вед-сти по р/там с раб-ками № 59-АПК, по счету 99 — с т-цей анали­т. данных в ж-о № 15-АПК, по сч 90,91 — с данными вед-тей № 16, 62-АПК и т.д. В ж-о № 8-АПК оборот по дту счета 68 дает­ся общей суммой. Поэтому все Дтовые записи этого счета н/мо сверить с данными перв. д-тов по видам платежей. После этого следует установить соотв-е данных АУ счета 68 с данными СУ в Гл. книге, а также в отч-сти.