Анализ учебника по географии школы для умственно отсталых детей (по выбору студента)

1. Значение учебника в организации учебной работы учителя и учащихся: учебник служит на уроке и в приготовлении д/з (взять из теории: для чего нужен учебник вообще).

2. Автор, год и место издания: О.А. Хлебникова, м.2003г., гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

3. Соответствие материала учебника программе, задачи курса: материал соответствует программе. Учащиеся знакомятся с физической картой России, с её географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами + история географии (географические открытия, первооткрыватели в введении + по родному краю).

4. Коррекционно-воспитательное значение текстов: ???

5. Структура и принцип построения учебника (перечень главных тем и разделов, последовательность их расположения и др.): разделы: Введение – человек открывает землю; Путешествие первое – по …
родному краю; Путешествие второе – наша земля; Путешествие третье – по России; Повторение – по страницам учебника.

6. Соответствие учебных статей дидактическим принципам (научности, доступности, последовательности, сознательности и т.д.): учебные статьи соответствуют дидактическим принципам.

7.Реализация краеведческого принципа в учебнике: целый раздел посвящен изучению родного края, где осуществляется реализация краеведческого принципа.

8. Использование средств наглядности (их характер, качество, количество, расположение на стр. учебника и т.д.): в учебнике используется большое количество картинок, фоток, схем, карт, в основном цветных. К каждому изображению есть надпись и соответствующий текст.

9. Методический аппарат учебника (доступность содержания для восприятия; доступность упражнений, вопросов, заданий; доступность и роль иллюстративного материала; связь с современностью и краеведением; взаимосвязь практических упражнений и теоретических сведений на примере 1й темы): содержание, упражнения, вопросы, задания и иллюстративный материал довольно доступен для восприятия. Связь с современностью и краеведением: например при изучении темы «Мир вокруг нас» написано что может служить ориентиром в городе и сельской местности и рядом помещены фото современного города и села. Надо рассмотреть эти фото и выбрать на них объекты, которые можно использовать в качестве надежных ориентиров. Далее найти ориентир на картинке.

10. Раздел повторения в учебнике, его место и содержание: этот раздел находится в конце учебника, он называется «По страницам учебника». Содержание: -контрольные вопросы и задания; -указатель имён; -словарь терминов; -ответы к рубрике «проверь себя». Также после каждой темы есть пункт «Проверь себя».

11. Возможности социальной адаптации учащихся (примеры заданий из учебника, указав для каких целей их можно использовать): например, в конце темы «Компас» есть задание: «объясните, как ориентироваться на местности с помощью компаса». Это можно использовать для развития пространственных представлений, для развития умения ориентироваться на местности и не заблудиться.

12. Приложений нет.

13. Возможности для реализации межпредметных связей: -связь с историей (тема «Первооткрыватели»); -с математикой (тема «Масштаб»); -с русским языком (правильное написание географических названий).

14. Внешнее оформление учебника: красочный, красивый, в твердом переплете, относительно небольшого размера, что позволяет удобно расположить его на парте. положить в портфель, в отличие от учебников более старших классов.

 

Другой учебник:

1.Значение школьного учебника в организации учебной работы учителя и учащегося (это из теории, для чего нужен учебник).

2.Автор,год издания, место издания (География материков и океанов,8 класс, Т.М.Лифанова и Е.Н.Соломина, Москва, "Просвещение",2004г.)

3.Соответствие программе (берёте любую тему из учебник, ищите её в программе — вот вам и соответствие).

4.Коррекционно-воспитательное значение текстов (в целом присутствует, коррекционное — развитие мышления, кругозора, речи. Воспитательное — охрана природы, бережное отношение к ней).

5.Структура и принцип построения учебника, перечень главных тем и разделов, последовательность их расположения (по содержанию учебника! последовательное изучение материков, от простого к сложному или от меньшего к большему)

6.Соответствие учебных статей дидактическим принципам: научности, доступности, последовательности, сознательности и т.д. (по каждому принципу отдельно! Научности -соответствует, так как много научных данных; доступности — соответствует, так как материал представлен в упрощённом виде и т.д.)

7.Реализация краеведческого принципа в учебнике (в узком смысле краеведческого принципа — нет, а в широком — да. При изучении Евразии говорится несколько слов про Россию.)

8.Использование средств наглядности, их характер, качество, количество, расположение на странице учебника (рисунки, фотографии, карты, схемы, таблицы….всё ярко, чётко и интересно)

9.Методический аппарат учебника:

— доступность содержания для восприятия.

— доступность вопросов, упражнений, заданий.

— доступность и роль иллюстрационного материала (рисунков, фото, схем в изучаемом курсе.

— связь с краеведением и современностью.

— связь практических упражнений и теоретических сведений

(к каждому пункту подобрать пример из учебника)

10. Раздел повторения в учебнике, его место и содержание (Раздел повторения присутствует в форме вопросов, заданий и обобщающих уроков в конце каждого раздела.)

11.Возможности социальной адаптации учащихся (примеры заданий из учебника, указав для каких целей их можно использовать. Можно говорить про изучаемые народы континентов, про их жизнедеятельность, быт, где и как живут и т.д.)

12.Содержание приложения. Соответствие предлагаемых рассказов для дополнительного чтения содержанию учебных тем. Возможности реализации межпредметных связей (в данном учебнике приложения нет. Межпредметные связи: с историей, естествознанием, литературой.)